Виды оопт и их назначение


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ 1. Законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных виды оопт их назначение основывается на соответствующих положениях Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других законов иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Имущественные отношения в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий, организации и функционирования государственных природных заповедников и других природоохранных учреждений регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено федеральным законом. Система законодательства об особо охраняемых природных территориях —многоуровневая категория. К числу последних относятся указы Президента Российской Федерации например, Указ от 10 октября 1995 г. На региональном уровне система законодательства подразделяется на законы и другие правовые акты республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии со ст. В случае противоречия между федеральным законом иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Правовые акты, принятые до изменения политического статуса Российской Федерации, действуют постольку, поскольку они не противоречат Конституции Российской Федерации 1993 г. Учитывая общее право Российской Федерации и субъектов Российской Федерации осуществлять взаимное делегирование полномочий, в ряде случаев практикуется заключение государственно-правовых и административно-правовых договоров, предусматривающих такое делегирование. Подобные нормативные договоры также выступают в качестве источника права об особо охраняемых природных территориях. Так, Лесным кодексом Российской Федерации определены способы рубок, допускаемых в лесах государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы. Этой же статьей, а также ст. Этой же статьей установлен запрет определенных виды оопт их назначение хозяйственной деятельности на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения. Упомянутые отношения регулируются также соответствующим с учетом требований, изложенных в ст. Имущественные отношения в области организации и функционирования государственных природных заповедников, национальных парков и других особо охраняемых природных территорий регулируются соответствующими статьями действующего Гражданского кодекса Российской Федерации в части особенностей функционирования юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, объектов виды оопт их назначение прав, виды оопт их назначение и нематериальных благ их защиты, регулирования сделок, прав собственности и других вещных прав, обязательственного права и отдельных видов обязательств. Эти отношения регулируются гражданским законодательством, которое, в свою очередь, предусматривает определенные в этой части ограничения, конкретизированные в специальном законодательстве. Согласно этой же статье, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами виды оопт их назначение той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, настоящий Федеральный закон не допускает возможности отчуждения и перехода от одного лица к другому иными способами природных ресурсов и недвижимого имущества государственных природных заповедников, а также запрещает в границах национальных парков приватизацию земельных участков и находящихся на них зданий и сооружений. КАТЕГОРИИ Виды оопт их назначение ВИДЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий: а государственные природные заповедники, в том числе биосферные; б национальные парки; в природные парки; г государственные природные заказники; д памятники природы; е дендрологические парки и ботанические сады; ж лечебно-оздоровительные местности и курорты. Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий территории, на которых находятся виды оопт их назначение зоны, городские леса, городские парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Все особо охраняемые природные территории учитываются при разработке территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки. На основании принятых схем развития и размещения особо охраняемых природных территорий или территориальных схем охраны природы органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают виды оопт их назначение о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон расширил перечень категорий особо охраняемых природных территорий в сравнении с ранее действующими нормами федерального законодательства, включив виды оопт их назначение него природные парки регионального значениявиды оопт их назначение также дендрологические парки и ботанические сады следует иметь в виду, что земли дендрологических парков и ботанических садов были отнесены к категории земель природно-заповедного фонда также Земельным кодексом Российской Федерации. Впервые в законодательном акте Российской Федерации предусматривается право Правительства России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать иные категории особо охраняемых природных территорий, помимо перечисленных в действующих законодательных актах. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. Опыт создания специальных категорий особо охраняемых природных территорий на местном муниципальном уровне пока незначителен. Ульяновска, созданный постановлением мэра г. Ульяновска от 22 апреля 1993 г. В ряде регионов Российской Федерации уже разработаны и виды оопт их назначение перспективные схемы развития и размещения особо охраняемых природных территорий. Так, постановлением Администрации Красноярского края от 12 февраля 1998 г. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима. Впервые в российском законодательстве предусматривается право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать решения о резервировании земельных участков, которые предполагается объявить особо охраняемыми природными территориями, и об ограничении на них хозяйственной деятельности. Однако данным Законом не предусмотрен механизм этого резервирования, что на практике безусловно осложняет возможность его реализации. Тем не менее, соответствующие прецеденты имеют место. Так, решением Нижегородского областного Совета народных депутатов от 22 марта 1994 г. Согласно этому же решению, приостановлены при отсутствии положительного заключения государственной экологической виды оопт их назначение приватизация, сдача в аренду, отвод земель, строительные, мелиоративные, дорожные, горнодобывающие и другие природопреобразующие работы в пределах данных территорий и объектов до оформления и утверждения в установленном порядке паспортов положений на эти территории и объекты. На этих территориях разрешается регулируемая хозяйственная деятельность, не допускающая необратимых изменений природной среды. Резервные территории образуются исполнительным органом государственной власти Читинской обл. При этом согласно данному Закону, за счет части средств областного бюджета не менее 3% от суммы платежей за право пользования природными ресурсами покрываются расходы, связанные с обеспечением статуса всех категорий резервных территорий. Постановлением председателя Правительства Республики Карелия от 25 августа 1997 г. На зарезервированных территориях запрещены проведение рубок главного пользования, строительство магистральных дорог и других объектов производственного назначения. Этим же постановлением уменьшен размер лесопользования на 1997-й и последующие годы по Костомукшскому лесхозу на 127 тыс. Постановлением Администрации Красноярского края от 21 июня 2000 г. Согласно части восьмой настоящей статьи, содержание права государственной собственности на природные комплексы и объекты особо охраняемых природных территорий устанавливается в порядке, предусмотренном соответствующими статьями Гражданского кодекса Российской Виды оопт их назначение, если иное не следует из настоящего Федерального закона. При этом, согласно ст. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ 1. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляются Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в виды оопт их назначение охраны окружающей природной среды. Государственное управление и государственный контроль в области организации и функционирования территорий государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Управление и контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий местного значения осуществляются органами местного самоуправления. На 1 декабря 2001 г. Все 35 национальных парков России находятся в ведении МПР России и управляются им через его территориальные органы в субъектах Российской Федерации. Из 68 государственных природных заказников федерального значения 57 находятся в ведении и управлении Департамента по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Государственный контроль за функционированием 27 памятников природы федерального виды оопт их назначение, в том числе 18, расположенных на землях лесного фонда, осуществляют территориальные органы МПР России. Около 3000 государственных природных заказников регионального значения находятся в ведении и управлении территориальных органов Департамента охраны и рационального использования охотничьих ресурсов Минсельхоза России и МПР России. Небольшое количество рыбохозяйственных ихтиологических заказников находится в ведении и управлении бассейновых управлений виды оопт их назначение охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству. Государственный контроль за функционированием более 10 тысяч памятников природы регионального значения осуществляют территориальные органы МПР России. Перечень специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды определяется Правительством Российской Федерации. На сегодняшний день к числу таких органов относятся: Министерство природных ресурсов Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства Российской Федерации; Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды; Федеральная служба геодезии и картографии России; Федеральная пограничная служба Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству. Таким образом, необходимо признать, что дальнейшее пребывание 5 российских заповедников в непосредственном управлении отделений и учреждений Российской академии наук и Министерства образования России противоречит требованию Федерального закона. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности. Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а виды оопт их назначение учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов. Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий устанавливается Правительством Российской Федерации. Само же понятие кадастра особо охраняемых природных территорий ранее использовалось в ст. Во исполнение настоящего Федерального закона Правительство Российской Федерации приняло постановление от 19 октября виды оопт их назначение г. Согласно этому постановлению, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий является официальным документом, который содержит регулярно обновляемые сведения обо всех виды оопт их назначение охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Кадастр ведется: по особо охраняемым природным территориям федерального значения — федеральными органами исполнительной власти и организациями, в ведении и управлении которых такие территории находятся; по особо охраняемым природным территориям регионального значения — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; по особо охраняемым природным территориям местного значения — органами местного самоуправления. Следует иметь в виду, что Указом Президента России от 17 мая 2000 г. Положением о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства России от 25 сентября 2000 г. МПР России и его территориальные органы осуществляют свод кадастровых сведений по субъектам Российской Федерации и в целом по Российской Федерации, проводят их анализ, организуют периодическое издание материалов кадастра. Во исполнение постановления Правительства России от 19 октября 1996 г. Указанные Правила, в частности, устанавливают, что государственный кадастр особо охраняемых природных территорий содержит сведения: о правовом статусе и нормативной правовой базе функционирования ООПТ; о географическом положении, границах и площади ООПТ; об административной и ведомственной подчиненности; о задачах, возложенных на конкретные ООПТ; о режиме и способах особой охраны этих территорий; об охранных зонах ООПТ площадь, границы, режим ; об экологической, научной, просветительской, рекреационной, экономической, исторической и культурной ценностях этих объектов; о степени изученности и местах хранения информации о качественных и количественных характеристиках охраняемых природных комплексов их элементов; о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земель иных ресурсов ООПТ, способах интенсивности хозяйственного иного использования ООПТ их охранных зон; о степени сохранности, угрожающих факторах и антропогенной нарушенности природных комплексов ООПТ их компонентов; о мерах, предлагаемых по восстановлению и воспроизводству растительного и животного мира конкретных ООПТ; о структурных подразделениях и штатном персонале ООПТ как государственных природоохранных учреждений; о юридических или физических лицах, взявших на себя обязательства по обеспечению охраны Виды оопт их назначение адрес, обязательства, сроки, штаты ; о финансировании и материально-технической виды оопт их назначение ООПТ; о последнем обследовании ООПТ сроки, направленность работ ; о лицах и организациях, которые могут быть привлечены в качестве экспертов для оценки ситуации на ООПТ и вокруг нее; об источниках дополнительных сведений, имеющих отношение к ООПТ. Согласно вышеупомянутым Правилам, кадастр состоит из трех разделов, содержащих информацию об особо охраняемых природных территориях федерального, регионального и местного значения. Учетными единицами кадастра являются отдельные ООПТ. Информация для государственного кадастра особо виды оопт их назначение природных территорий подготавливается по каждой ООПТ в соответствии с Типовой формой учетной документации и методическими указаниями по ее применению, утвержденными приказом Госкомэкологии России от 31 марта 1998 г. Территориальные природоохранные органы МПР России формируют и утверждают в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации единый пакет кадастровых сведений и направляют его в МПР России один раз в пять лет на бумажных и электронных носителях. Ежегодно территориальные природоохранные органы МПР России должны формировать отчеты об изменениях количества ООПТ в регионах с указанием категорий ООПТ, образованных либо ликвидированных в течение года, их названий, профиля, статуса, площадей и выходных данных нормативных правовых актов, определяющих эти изменения. Отчеты утверждаются в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представляются в МПР России. Содержание и сроки периодического виды оопт их назначение Государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определяются МПР России по согласованию с заинтересованными министерствами, ведомствами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. МПР России осуществляет свод кадастровых данных по субъектам Российской Федерации и по Российской Федерации в целом на основании материалов, предоставляемых специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, виды оопт их назначение, ведомствами и организациями, осуществляющими государственное управление и контроль за функционированием особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения. МПР России: организует виды оопт их назначение координирует работу по сбору, хранению и обновлению виды оопт их назначение информации, включаемой в кадастр, обеспечивает анализ данных и оценку состояния системы ООПТ федерального значения; осуществляет свод и обобщает базовые кадастровые сведения по всем ООПТ в целом по Российской Федерации; разрабатывает при участии заинтересованных министерств и ведомств, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и утверждает перечни унифицированных базовых показателей по каждой категории ООПТ, унифицированные формы хранения и представления информации, сроки представления данных, а также нормативные документы, необходимые для ведения кадастра; разрабатывает методические документы по вопросам ведения кадастра; определяет в своей структуре подразделения, ответственные за ведение кадастра особо охраняемых природных территорий федерального значения, ежегодный свод и периодическое издание материалов кадастра, формирование ежегодных отчетов о состоянии федеральной и региональных сетей ООПТ, подготовку информации для составления соответствующего раздела государственного доклада о состоянии окружающей природной среды Российской Федерации; согласовывает формы учетной документации и перечни дополнительных кадастровых показателей, необходимых для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения и решения задач управления ООПТ на региональном и местном уровнях; принимает меры к совершенствованию ведения кадастра, в том числе виды оопт их назначение и внедряет унифицированные программно-технические средства системы управления базами данных, геоинформационные системы и т. Территориальные органы МПР России на основании материалов, получаемых от территориальных подразделений специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, региональных подразделений министерств и ведомств, учреждений и организаций, осуществляющих государственное управление и контроль за функционированием особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Виды оопт их назначение и органов местного самоуправления либо в соответствии с переданными им этими органами полномочиями: обеспечивают ведение кадастров ООПТ регионального и местного значения, осуществляют свод и обобщение кадастровых сведений на уровне субъектов Российской Федерации, а также ведут кадастровую документацию по объектам федерального значения, находящимся в их оперативном управлении; формируют ежегодные отчеты о состоянии сети ООПТ регионального и местного уровня; разрабатывают, согласовывают в МПР России и утверждают в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, методические указания, нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения и решения задач управления ООПТ на местном и региональном уровне; предоставляют в МПР России по утвержденным формам базовую кадастровую информацию об Виды оопт их назначение федерального, регионального и местного значения; предоставляют органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления необходимую им кадастровую информацию; осуществляют периодическое издание регионального кадастра особо охраняемых природных территорий. Федеральные органы исполнительной власти, учреждения и организации, имеющие в управлении особо охраняемые природные территории: организуют работу по сбору данных, хранению, обновлению, обобщению и анализу информации о состоянии находящихся в их подчинении особо охраняемых природных территорий федерального, регионального и местного значения; утверждают в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: осуществляют непосредственно либо через территориальные органы МПР России ведение кадастров ООПТ регионального значения, являющихся собственностью субъектов Российской Федерации; утверждают по согласованию с МПР России и органами местного самоуправления перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, порядок и сроки представления кадастровых материалов, иные нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ регионального и местного значения; утверждают содержание и сроки издания региональных кадастров особо охраняемых природных территорий; оказывают содействие территориальным органам МПР России по ведению кадастров ООПТ регионального значения. Органы местного самоуправления: осуществляют непосредственно либо через территориальные органы МПР России ведение кадастров ООПТ местного значения, являющихся собственностью муниципальных образований; согласовывают разрабатываемые территориальными органами МПР России перечни кадастровых показателей, формы учетной документации, иные нормативные документы, необходимые для ведения кадастров ООПТ местного значения; обеспечивают своевременное поступление в территориальные виды оопт их назначение МПР России сведений, необходимых для ведения кадастров ООПТ местного значения. УЧАСТИЕ ГРАЖДАН И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОРГАНИЗАЦИИ, ОХРАНЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ Граждане и юридические лица, включая общественные и религиозные объединения, оказывают содействие государственным органам в осуществлении мероприятий по организации, охране и функционированию особо охраняемых природных территорий. Государственные органы учитывают при осуществлении этих мероприятий предложения граждан и общественных объединений. Общественные организации на всем протяжении истории отечественного заповедного дела вносили достойный вклад в организацию и содействие нормальному функционированию особо виды оопт их назначение природных территорий. Долгие годы и десятилетия большую работу проводило Виды оопт их назначение общество охраны природы познавшее времена и своего расцвета, и упадкау истоков которого стояли выдающиеся деятели российского заповедного дела. С конца 1970-х гг. В настоящее время в России среди многочисленных общественных природоохранных организаций, вносящих существенный вклад в дело территориальной охраны природы, следует особо отметить: Cоциально-экологический союз СоЭС — крупнейшая общественная природо-охранная организация, созданная в 1988 г. Зарегистрирована и действует как международная организация, имеющая в качестве коллективных членов более 240 объединений на территории России, иных государств бывшего СССР и некоторых стран дальнего зарубежья. В России ряд структур, входящих в состав СоЭС на местах, ведут виды оопт их назначение работу в области проектирования и создания новых особо охраняемых природных территорий, реализации на них эколого-просветительских проектов, организуя акции, направленные на их защиту. Исключительный интерес представляет созданный СоЭС впервые в отечественной практике прецедент: виды оопт их назначение Амурской обл. Зарегистрирован как благотворительный фонд. Реализует проекты по сохранению старовозрастных лесов Европейского Севера, организации и поддержке природных заказников, по информационному и консультативно-методическому обеспечению государственных природных заповедников, национальных парков и других природоохранных структур. Также в сотрудничестве с МПР России эта общественная организация занимается разработкой проекта Стратегии управления национальными парками России. Всемирный фонд дикой природы ВВФ, WWF — одна из крупнейших международных природоохранных организаций, имеющая в России свое представительство. Оказывает существенную финансовую поддержку ряду российских заповедников и других природных резерватов, финансирует проектно-изыскательские работы по созданию новых заповедников и других особо охраняемых природных территорий, а также мероприятия по повышению профессиональной квалификации работников заповедников и национальных парков. Реализует ряд проектов, направленных на сохранение биологического разнообразия на особо охраняемых природных территориях в различных регионах России. Центр организует и проводит учебные семинары, семинары по обмену опытом, стажировки и курсы повышения квалификации для специалистов в области заповедного дела, разрабатывает учебные программы и методические материалы, проводит выставки иные мероприятия, работает со средствами массовой информации, издает и распространяет информационно-рекламную продукцию. Российское отделение международной организации ГРИНПИС — в целом не специализируясь в области территориальной охраны природы, по отдельным проблемам вносит существенный вклад и в этой сфере. ГРИНПИС России явился инициатором и основным исполнителем работы по оформлению необходимой документации для представления ряда охраняемых природных комплексов и объектов Российской Федерации к включению в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. ГРИНПИС России неоднократно оказывал практическую помощь специалистам природоохранных органов России в осуществлении государственного экологического контроля в области особо охраняемых природных территорий. К числу наиболее ярких примеров учета государственными структурами предложений граждан по вопросам особо охраняемых природных территорий следует отнести организацию в 1989 г. Данная инициатива входила в пакет требований социально-экономического характера, предъявленных органам власти в ходе забастовки шахтеров Кузбасса.

Смотри также